У М.
Стельмаха есть роман «Хлеб и соль», где он отразил одну из трагических сторон
жизни украинцев-переселенцев, вынужденных в поисках земли и свободы оставить
свою любимую Украину и уезжать в неизвестность.
- Вы так ненавидите господ?
- И ненавижу! Кто нас гонит с родного гнезда в холодную Сибирь?
Господа! Убейте меня, а я знаю: бог нас любит, царь жалеет, а с господами не
жить!
«И подумать страшно,
какова-то Сибирь. Слывет она лютыми морозами да кандальным звоном. Пусть же зазвенит
теперь отборным зерном! Может, там, в далеком краю, все-таки лучше будет! Или
как?»
И уезжали сердечные со
всеми своими пожитками, на их злосчастные гроши целыми семьями, даже деревнями.
И до самого Сахалина вдоль этого скорбного пути поселялись крестьяне из
Украины, покупая клочки в степи, обживая новые земли. По названиям сел и
деревень и теперь можно узнать, из какой местности выехали украинцы. Мои деды и
прадеды остановились на южном Урале, купив земли у башкир. В башкирской степи
появился зеленый оазис, большое украинское село с белыми хатами, с
обязательными палисадниками. Назвали прадеды и деды свои деревни Золотоношка,
Полтавка, Деевка.
Земли они купили, а
свобода, видимо, там не продавалась, и здесь оказались три дольщика: бог, царь
и господин. В этих краях тоже прошумела братоубийственная война, разделились на
бедных ибогатых, появились паны и
беднота, кулаки и батраки. После революции получили наделы, но в 30-м году
началась коллективизация. Все стало общим. Создали колхоз, назвали его именем
Т. Г. Шевченко. Сейчас я понимаю: переселенцы из Украины тем самым показали,
что они не собираются быть Иванами. В украинских селах сохранились в
первозданном виде быт, нравы, обычаи, язык предков, мне кажется, лучше, чем в
самой Украине.
Убранство помещений с
вышитыми рушниками, с иконами, привезенными с Украины, вышитые одежды,
скатерти, салфетки – все говорит о том, что здесь живут «хохлы», как называли
нас жители других национальностей.
Я вынесла из детства
восхищение людьми нашего колхоза – добрые, что помогло выжить во время войны
всем без исключения, трудолюбивые, честные, красивые!
Жили бедно, но поражали
меня их тяга к культуре: какие хоры, концерты, олимпиады, как все любили петь
украинские песни и частушки. Какие голоса! Этого не забыть никогда! С песней в
поле, с песней с поля, как будто и не было тяжелого сельского труда: пахали
землю, сеяли хлеб, радовались урожаям, растили здоровых детей. Их в каждой
семье было много.
В атмосфере нравственной
чистоты, высокой культуры, вдохновенного труда, красивых народных гуляний и
родилась я в 1932 году в семье колхозников. Нас было две сестры и два брата.
Детство мое – это труд очень ранний домашний, потом в колхозе. Да, мы, дети,
рано начали работать в колхозе.
Война. Наши отцы, все как один, в 7 часов утра
уехали на фронт. Наши мамы остались без мужей, мы, дети, без отцов. Все
тракторы и машины тоже отправлены на фронт. И мы помогали своим матерям делать
все: молотить хлеб, перелопачивать зерно, веять его; полоть и копать картошку,
даже вязать снопы.Нам ставили трудодни,
которые почти ничем не оплачивались. Все работали под девизом: «Все для фронта,
все для Победы!». Мы не роптали, а
работали и учились. Четыре класса я проучилась в Полтавской начальной школе,
десять классов закончила в Золотоношской средней школе, в 1951 году поступила
на филологический факультет БГПУ, так как моими любимыми предметами были
гуманитарные предметы, особенно русский язык и литература. К сожалению, в
большом украинском селе не было украинских школ, очень мало было украинских
книг. Даже настольная книга моей семьи – «Кобзарь» Т. Г. Шевченко – была на
русском языке, вот почему я преподаватель русского языка и литературы. Очень
любила и люблю художественную литературу, живопись, музыку, кино, театр, балет,
оперу. Это на всю жизнь.
В 1955 году, закончив БГПУ, я отправилась в
глубинку, в село Федоровка Федоровского района, там преподаватели были очень
нужны как агитаторы, пропагандисты, как даже артисты (ставили пьесы в ДК), как
журналисты и т.д. Все четыре года возглавляла секцию преподавателей русского
языка, была делегатом съезда учителей Башкирии, вела драмкружок, ставила пьесы.
Мы были первыми.
В 1959 году переехала в г. Салават. Стала
воспитателем школы-интерната №1, там была принята в члены КПСС, была профоргом
школы. Еще один год работала в средней школе №6преподавателем русского языка и литературы.
И с 1964 года я в Запорожье. Я -преподаватель русского языка и литературы
Верхнехортицкого педагогического училища. В 1987 году я уволилась из училища. В
педучилище я преподавала язык, русскую литературу, выразительное чтение,
методику русского языка, эстетику, была завкабинетом русского языка и
литературы, один год была профоргом, отвечала за чтение и подготовку лекций
преподавателями, была членом райкома партии Ленинского района. Вела очень
активный образ жизни, член партии с 1959 года.
Мною прочитано много лекций для населения. Исейчас, будучи на пенсии уже столько лет, я
продолжаю готовить и читать лекции о живописи, поэзии, об артистах, певцах.
Сама читаю стихи любителям поэзии. Читаю стихи в профилакториях, в социальных
службах, посещаю Литературную гостинную при Дворце металлургов, посещаю
концерты, музеи, выставки. Мой девиз:
Да сгинет тьма!
В душе живой ей места нет.
Зажжем сердца огнем ума –
И воцарится всюду свет!
Я обоими руками за то, чтоб воцарился всюду свет. Этот свет в
сердца людей должны нести мы, преподаватели до конца своих дней.